Тест по русскому языку №12

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)   сОрит       2)   занЯла       3)   опредЕлен       4)   знАчимость

А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

1)   Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ образ пошлости.

2)   Вокруг глубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин.

3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не ЕДИНЫЕ явления её.

4) Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)   с пятидесятью рублями2)   оденьтесь теплее   3)   высохла   4)   спелых абрикосов

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Потребляя небольшое количество топлива,

1)   сберегаются энергоресурсы.                 2)   машина может развивать высокую скорость.

3)   решается задача энергосбережения.   4)   одно из достоинств машины — экономичность.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)   Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика.

2)   Все, кто любит русскую культура, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

3)   По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).

4)   О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1) … (2) Самое ранее изображение водолаза, обнаруженное на месопотамских надгробиях, датируется рубежом 5-го и 4-го тысячелетия до н.э. (3) Примерно на восемь веков моложе сходные по тематике рисунки, сохранившиеся на стенах гробниц древнегреческого города Фивы. (4) В V веке до н. э. афиняне использовали водолазов при осаде Сиракуз. (5) Спустя несколько десятилетий великий Аристотель сконструировал водолазное снаряжение в виде колокола, с помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путём он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. (6) …после успешной подводной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?

1)   Нередко моря и океаны служили и ареной жестоких сражений, в которых решались судьбы целых государств.

2)   Попытки проникнуть в морские глубины предпринимались людьми ещё в древности.

3)   Как полагают историки, только за последние пять столетий океан поглотил восьмую часть всей мировой добычи золота и серебра.

4)   Океанское дно за тысячелетия превратилось в богатейший музей мира, в беспредельных залах которого словно застыла сама История.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?

1)   Потому что       2)   Однако     3)   Несмотря на это,        4)   Вскоре

А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1)   моложе рисунки (предложение 3)

2)   использовали (предложение 4)

3)   Александр Македонский знакомился (предложение 5)

4)   город был (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1)   сложное бессоюзное         2)   сложносочинённое

3)   простое, осложнённое       4)   сложноподчинённое

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть страдательное причастие?

1)   3, 5           2)   2, 4       3)   3, 5, 6       4)   2, 6

А11. Укажите значение слова ВОДЫ в предложении 5.

1)   полезные минеральные источники

2)   питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода

3)   водные пространства морей

4)   водный раствор вещества

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.

1)   1         2)   2       3)   1, 2         4)   1, 3

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)   подв_ргать, к_личество, фр_гментарный

2)   н_вация, озн_комиться, зам_рли

3)   ист_рический, перефр_зировать, оп_сание

4)   инф_рмационный, с_стема, ж_лать

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)   и_черпанный, ра_грести, ра_кошелиться

2)   от_двинуть, пр_мывать, поз_растали

3)   в_ездная, подош_ют, раз_единить

4)   пр_сечь, пр_глубокий, пр_вратности (судьбы)

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1)   перемел_шь, выдвига_мый

2)   прибегн_шь, выправ_вший

3)   залез_шь, разве_нный

4)   задума_шь, нянч_вший

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. эмал_вый       Б. обеспеч_вать       В. уступч_вый         Г. вылет_вший

1)   А, В         2)   Б       3)   А, Б, В, Г         4)   Б, В

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1)   Воды прилива шумели (не) умолкая.

2)   Ветер колеблет стебелёк с ещё (не) высохшей росой.

3)   Справа над лесистыми холмами сияла (не) мигающая звезда.

4)   Ответ на запрос до сих пор (не) получен.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)   Наши деды и прадеды (ЗА) ТО воевали, ЧТО (БЫ) мы жили в мире и согласии.

2)   Иной писатель кажется великаном (ПО) ТОМУ, что стоит (В) РОВЕНЬ с читателем.

3) К родителям относись ТАК (ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО (БЫ) твои собственные дети относились к тебе.

4)   ПО (ТОМУ), как он замолчал, а ТАК (ЖЕ) по его виноватому взгляду Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.

А19. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.

Зимним утром прилетают не берёзу тетерева _____ и клюют её бурые серёжки.

1)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)   Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)   Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.

1)   1, 2    2)   3, 4       3)   1, 2, 3         4)   1, 2, 3, 4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Труд писателя — мука, но он же (1) конечно (2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда (3) кажется (4) и не думает о нём.

1)   1, 2       2)   1, 3         3)   3, 4       4)   1, 2, 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)   Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

2)   Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

3)   В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные так и театрализованные представления.

4)   Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1)   Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)   Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3)   Вторая часть сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.

4)   Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового ответа.

1)   1, 2         2)   2         3)   3         4)   2, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)   1, 2, 4     2)   1, 3   3)   1, 3, 4         4)   2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)   Сестра постоянно была занята своими какими-то делами, которые частенько брали верх над учёбой.

2)   Стали, в состав которых входит 0,25% углерода, хорошо свариваются.

3)   После обнародования программы СОИ вся мощь советской промышленности была направлена на создание оружия, которое могло противостоять атаке из космоса.

4)   Попечительский совет решил установить мемориальную доску на нашей школе и оказать поддержку учителям, которые уже находятся на пенсии.

А27. Прочитайте текст.

Город Владимир был основан как крепость великим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, избравшим для него место, напоминавшее Киев, на высоком берегу реки Клязьмы. Многое во Владимире напоминало «мать городов русских». Высокая гора с крепостью получила название Печернего города, притоки Клязьмы стали называться именами киевских рек — Почайная, Ирпень и Лыбедь.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)   Город Владимир похож на Киев, так как место, на котором он был построен, напоминало Киев.

2)   Во Владимире текут реки с такими же названиями, что и в Киеве: Клязьма, Почайная, Ирпень и Лыбедь.

3)   «Мать городов русских» и Владимир имеют сходные архитектурные сооружения.

4)   Город Владимир был заложен как крепость Владимиром Мономахом, желавшим придать ему сходство с Киевом.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1) Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На теплоходе, освещённом мощными огнями. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

(5) Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8) В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12) И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и глубоким ощущением родины, России.

(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17) За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста русская песня, так проста живопись.

(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство Родины.

(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…(По В. Конецкому)

А28. В каком(-их) предложении(-ях) автор открыто высказывает свою точку зрения на предназначение искусства?

1)   11, 13         2)   16       3)   17, 18         4)   20, 23

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—25

1)   рассуждение и описание     2)   рассуждение и повествование

3)   рассуждение                         4)   повествование

А30. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?

1)   усталые (предложение 4)                2)   белые (предложение 8)

3)   пробуждение (предложение 15)     4)   скрывается (предложение 17)

В1. Из предложений 3—5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 21—23 выпишите все предлоги.

В3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 16—23 найдите сложное, все части которого являются односоставными безличными предложениями. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 1—10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 10—19 найдите сложноподчинённое предложение, в котором есть однородные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 7—13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____ («пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 17—18).

Список терминов:

1)   лексический повтор

2)   олицетворение

3)   синтаксический параллелизм

4)   парцелляция

5)   эпитет

6)   ряды однородных членов

7)   просторечное слово

8)   риторическое обращение

9)   сравнительный оборот

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

ОТВЕТЫ А и В

А1 4

А2 3

А3 1

А4 2

А5 2

А6 2

А7 4

А8 1

А9 3

А10 4

А11 3

А12 3

А13 3

А14 4

А15 1

А16 4

А17 3

А18 2

А19 2

А20 3

А21 4

А22 3

А23 2

А24 2

А25 3

А26 2

А27 4

А28 4

А29 3

А30 2

В1 созвездия

В2 мимо, в

В3 еще лежит

В4 22

В5 8

В6 12

В7 9

В8 2, 1, 5, 6

Страницы: 1 2